РУССКИЕ
ЗАГОВОРЫ
(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ)
…Особенно пышна
поэзия лихорадок. Обычно их представляют в виде девяти или двенадцати
дев. Старшая из них только командует, повелевая своим сестрам, нападая
на людей, " тело жечь и знобить, белы кости крушить".
Они настоящие жилицы адовы, там обычно и живут, но второго января
зима гонит их из ада, и, очутившись на морозе, они забираются в
теплые избы и там нападают на "виноватых" , то есть людей
, нехорошо себя ведущих. В названный опасный день старухи обмазывают
двери жилых изб с особыми заклинаниями, препятствующими лихорадкам
переступить через порог. Старшая сестра неимоверно зла и сильна;
она прикована к железному стулу железными цепями; если она сорвется
с цепей и нападет на человека, то его смерть неминуема.
Лихорадка ночью кличет человека по имени. Если он отзовется, она
сейчас же в него и вселяется. Иногда, что, без сомнения, особенно
коварно с ее стороны, она превращается в какую-нибудь соринку и
примешивается к пище; человек ничего не подозревает, глотает ее
и становится ее жертвою. Любопытно, что если эту соринку различат,
распознают, что это лихорадка, то ее можно погубить, бросить в огонь,
и она сгорит. В Тульской губернии записано поверье, что из девяти
сестер - лихорадок шесть уже таким путем сгублены, значит, их остается
на свете всего три. Чехи тоже веруют, что прежде было сто лихорадок,
но одна из них сгибла, потому что заползла в кусочек хлеба, намоченный
в молоке. Тут люди ее распознали и заточили в свиной пузырь, она
в нем металась, металась и задохнулась .
У нас в народе
ходит по рукам список заговора против лихорадок, в котором все 12
сестер- лихорадок перечислены поименно и характеризованы по роду
причиняемых ими болезненных явлений: 1) трясея, 2) огнея , 3) ледея
или озноба, 4) гнетея ( гнетет, лишает аппетита, ослабляет), 5)
грынуша ( причиняет хрипоту, кашель) , 6) глухея или глохня , 7)
ломея, костоломка, 8) пухнея ( причиняет отеки) , 9) желтея, желтуха
, 10) коркуша или корчея ( причиняет судороги), 11) глядея ( не
дает спать ), 12) огнеястра или невея - самая старшая злая и губительная.
Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена
глава Иоанна Крестителя.
У южан лихорадка
олицетворяется в образе молодой красавицы, которая обладает способностью
растворяться в воздухе. Человек, который глотнет этот воздух, заболевает
лихорадкой. В Литинском уезде записано такое сказание. Ехал мужик
по дороге и увидал двух девиц - лихорадок, которые, не замечая его,
вели разговор, подслушанный мужиком. Одна говорила, что пойдет к
богатому барину, который очень любит пить дорогое вино, с этим вином
он, дескать, меня и проглотит. А другая сказала, что пойдет к бедняку,
и при этом назвала того самого мужика, который с ними встретился.
Этот мужик, как только войдет в хату, сейчас и крикнет жинке, чтоб
она варила ему галушки; с первою же галушкой лихорадка и намеривалась
внедриться в его утробу.
И вот, приехал
мужик домой, и ему в самом деле крепко захотелось поесть галушек.
Но когда жена, изготовив их, подала, он первую галушку есть не стал,
а быстро кинул ее в кошель, да и завязал, потом мешок повесил в
трубе, чтобы лихорадка задохнулась от дыму. Долго висела лихорадка
в дыму и коптилась, и все это время люди не болели лихорадкою .
Но мужика мучило любопытство, что делается с его пленницею , жива
ли она или задохнулась? И вот он ,чтобы взглянуть на нее, развязал
кошель, а лихорадка и выпорхнула, и начала опять ходить по людям
и мучить их.
Чума, которая
местами называется черной смертью и вообще мором, представляется
обычно в виде огромной женщины с растрепанными волосами; одежда
на ней то вся черная, то вся белая. Южане же ее представляют себе
в образе богатой барышни, которая ездит в дорогой карете, запряженной
шестеркою белых коней. Говорят, что, подъехав к хате , она спрашивает
: " А чи е чума у доми?" И если жильцы по оплошности ответят,
что нет, то сейчас же и заболевают чумой. Чтобы обмануть чуму, надо
вынуть оконные рамы , будто хата брошена и никто в ней не живет.
Чума страшно
богата. Посетив местность , она нарочно разбрасывает по дороге и
по улицам разные дорогие вещи; люди , конечно, соблазняются находкою
, поднимают ее , а она уже заражена чумою , и кто поднимет ее ,
тот заболеет и умрет.
Холера, та
наоборот, по воззрению хохлов, совсем нищая баба, ходящая из деревни
в деревню в одной рубашке с распущенными волосами. Она все плачет
и воет, и где её голос услышат, там и начинается эпидемия.
Вернейшим средством
против всяких повальных болезней людских и скотских считается любопытный
обряд опахивания. Задача состоит в том, чтобы вокруг жилого места,
например, деревни, провести плугом борозду с сомкнутыми концами.
Таким манером все место окружается волшебным кругом, через которой
не возможно переступить вражьей силе. Обряд совершается с общего
согласия жителей и обычно обсуждается и решается на мирской сходке.
Заведует церемонией пожилая баба, богатая опытностью во всякий свычках
и обычаях. Вообще в деле участвуют только одни женщины, мужчины
исключаются совершенно и во все время опахивания должны сидеть по
домам, наглухо запершись. Точно так же запирают и всех домашних
животных.
Ровно в полночь,
баба заправила обряда, выходит в одной рубашке за околицу и с диким
воплем стучит в сковороду. Это призывной сигнал. По нему все взрослые
женщины деревни , девушки и замужние выбегают из дворов , вооруженные
всевозможными хозяйственными снастями - ухватками, кочергами, косами,
серпами метлами или просто дубинками . В то же минуту повсюду затворяют
ворота, запирают наглухо скотину в хлевах, привязывают собак , и
сами остающиеся дома мужики запираются в избах.
Между тем,
все женское население собирается на околице. Приволакивают и плуг
и соху, которыми совершается опахивание. Лишь в немногих местностях
,например, в Волынской губернии , в плуг впрягают волов , повсюду
же в других местах плуг волокут сами же бабы . Обряд начинается
с того , что заправила произносит , сняв с себя рубаху,грозное проклятие
смерти. Затем бабы подтаскивают соху, надевают на заправилу хомут
и впрягают ее в соху. Другие пособляют ей, и таким образом соверщается
троекратное обхождение сохою всей деревни.
Вся толпа женщин,
сопровождающая соху, вооружается пучками зажженной соломы; вся эта
публика во все горло кричит, пляшет, кривляется, размахивает по
воздуху теми снастями, какие кто захватил, хлопает кнутами. Иногда
всем хором поют особую заклинательную песнь. В говориться о каких-то
котлах, в которых "горит огнем негасимым всяк живот небесный
", о старцах, которые стоят около тех котлов и сулят всему
миру "животы долгие", причем " на злую смерть кладут
старцы проклятие великое".
Существуют
любопытные местные особенности обряда опахивания. Носят, например,
иконы Богоматери, св. Власия, покровителя скота ( если опахивание
ведется против скотского падежа), св. Флора и Лавра ( патроны коней)
. Тут видно стремление устроить из опахивания что-то вроде молитвенного
обряда; но с этим стремлением самым странным образом не вяжется
раздеванье чуть не донага, неистовый рев и пляс и вся вообще языческая
обстановка обряда.
В Курской губернии
в соху для обряда впрягают бабу - неродиху, то есть бесплодную.
Правит сохою девица, решившая не выходить замуж; а сзади сохи идут
вдовы и сыплют, как бы сеют, во вспаханную борозду песок. "Когда
песок взойдет, тогда и смерть к нам зайдет",- поют при этом
участницы обряда.
В Воронежской
губернии для обряда избирают пять девушек заведомо безупречного
поведения, трех вдов самого дородного телосложения и одну беременную
бабу. Девиц запрягают в соху, правят вдовы, а баба идет впереди
с образом. Все поют обрядовую песню: "Выйди вон из села, мы
идем, девять девок, три вдовы с ладаном, со свечами, с Божьей матерью!"
Все живое,
попадающее на пути процессии, нещадно придается смерти, будь то
зверь, птица, человек. Коли попалось животное, то это, очевидно,
оборотень; болезнь превратилась в зверя, птицу, чтобы спастись от
преследователей, или с такою же целью приняла вид своего деревенского
мужика. Поэтому-то мужики во время опахивания , сидят дома. Сошник
при опахивании располагается так, чтобы отваливал землю в сторону,
противоположную селению…
\Разговор на
эту тему так же скоро будет продолжен./
|