******

******
*
*
**** * ** *
Рейтинг эзотерических сайтов

 

 

РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ

(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ)

…Особенно пышна поэзия лихорадок. Обычно их представляют в виде девяти или двенадцати дев. Старшая из них только командует, повелевая своим сестрам, нападая на людей, " тело жечь и знобить, белы кости крушить". Они настоящие жилицы адовы, там обычно и живут, но второго января зима гонит их из ада, и, очутившись на морозе, они забираются в теплые избы и там нападают на "виноватых" , то есть людей , нехорошо себя ведущих. В названный опасный день старухи обмазывают двери жилых изб с особыми заклинаниями, препятствующими лихорадкам переступить через порог. Старшая сестра неимоверно зла и сильна; она прикована к железному стулу железными цепями; если она сорвется с цепей и нападет на человека, то его смерть неминуема.

Лихорадка ночью кличет человека по имени. Если он отзовется, она сейчас же в него и вселяется. Иногда, что, без сомнения, особенно коварно с ее стороны, она превращается в какую-нибудь соринку и примешивается к пище; человек ничего не подозревает, глотает ее и становится ее жертвою. Любопытно, что если эту соринку различат, распознают, что это лихорадка, то ее можно погубить, бросить в огонь, и она сгорит. В Тульской губернии записано поверье, что из девяти сестер - лихорадок шесть уже таким путем сгублены, значит, их остается на свете всего три. Чехи тоже веруют, что прежде было сто лихорадок, но одна из них сгибла, потому что заползла в кусочек хлеба, намоченный в молоке. Тут люди ее распознали и заточили в свиной пузырь, она в нем металась, металась и задохнулась .

У нас в народе ходит по рукам список заговора против лихорадок, в котором все 12 сестер- лихорадок перечислены поименно и характеризованы по роду причиняемых ими болезненных явлений: 1) трясея, 2) огнея , 3) ледея или озноба, 4) гнетея ( гнетет, лишает аппетита, ослабляет), 5) грынуша ( причиняет хрипоту, кашель) , 6) глухея или глохня , 7) ломея, костоломка, 8) пухнея ( причиняет отеки) , 9) желтея, желтуха , 10) коркуша или корчея ( причиняет судороги), 11) глядея ( не дает спать ), 12) огнеястра или невея - самая старшая злая и губительная. Это та самая плясавица , то есть Иродиада , ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя.

У южан лихорадка олицетворяется в образе молодой красавицы, которая обладает способностью растворяться в воздухе. Человек, который глотнет этот воздух, заболевает лихорадкой. В Литинском уезде записано такое сказание. Ехал мужик по дороге и увидал двух девиц - лихорадок, которые, не замечая его, вели разговор, подслушанный мужиком. Одна говорила, что пойдет к богатому барину, который очень любит пить дорогое вино, с этим вином он, дескать, меня и проглотит. А другая сказала, что пойдет к бедняку, и при этом назвала того самого мужика, который с ними встретился. Этот мужик, как только войдет в хату, сейчас и крикнет жинке, чтоб она варила ему галушки; с первою же галушкой лихорадка и намеривалась внедриться в его утробу.

И вот, приехал мужик домой, и ему в самом деле крепко захотелось поесть галушек. Но когда жена, изготовив их, подала, он первую галушку есть не стал, а быстро кинул ее в кошель, да и завязал, потом мешок повесил в трубе, чтобы лихорадка задохнулась от дыму. Долго висела лихорадка в дыму и коптилась, и все это время люди не болели лихорадкою . Но мужика мучило любопытство, что делается с его пленницею , жива ли она или задохнулась? И вот он ,чтобы взглянуть на нее, развязал кошель, а лихорадка и выпорхнула, и начала опять ходить по людям и мучить их.

Чума, которая местами называется черной смертью и вообще мором, представляется обычно в виде огромной женщины с растрепанными волосами; одежда на ней то вся черная, то вся белая. Южане же ее представляют себе в образе богатой барышни, которая ездит в дорогой карете, запряженной шестеркою белых коней. Говорят, что, подъехав к хате , она спрашивает : " А чи е чума у доми?" И если жильцы по оплошности ответят, что нет, то сейчас же и заболевают чумой. Чтобы обмануть чуму, надо вынуть оконные рамы , будто хата брошена и никто в ней не живет.

Чума страшно богата. Посетив местность , она нарочно разбрасывает по дороге и по улицам разные дорогие вещи; люди , конечно, соблазняются находкою , поднимают ее , а она уже заражена чумою , и кто поднимет ее , тот заболеет и умрет.

Холера, та наоборот, по воззрению хохлов, совсем нищая баба, ходящая из деревни в деревню в одной рубашке с распущенными волосами. Она все плачет и воет, и где её голос услышат, там и начинается эпидемия.

Вернейшим средством против всяких повальных болезней людских и скотских считается любопытный обряд опахивания. Задача состоит в том, чтобы вокруг жилого места, например, деревни, провести плугом борозду с сомкнутыми концами. Таким манером все место окружается волшебным кругом, через которой не возможно переступить вражьей силе. Обряд совершается с общего согласия жителей и обычно обсуждается и решается на мирской сходке. Заведует церемонией пожилая баба, богатая опытностью во всякий свычках и обычаях. Вообще в деле участвуют только одни женщины, мужчины исключаются совершенно и во все время опахивания должны сидеть по домам, наглухо запершись. Точно так же запирают и всех домашних животных.

Ровно в полночь, баба заправила обряда, выходит в одной рубашке за околицу и с диким воплем стучит в сковороду. Это призывной сигнал. По нему все взрослые женщины деревни , девушки и замужние выбегают из дворов , вооруженные всевозможными хозяйственными снастями - ухватками, кочергами, косами, серпами метлами или просто дубинками . В то же минуту повсюду затворяют ворота, запирают наглухо скотину в хлевах, привязывают собак , и сами остающиеся дома мужики запираются в избах.

Между тем, все женское население собирается на околице. Приволакивают и плуг и соху, которыми совершается опахивание. Лишь в немногих местностях ,например, в Волынской губернии , в плуг впрягают волов , повсюду же в других местах плуг волокут сами же бабы . Обряд начинается с того , что заправила произносит , сняв с себя рубаху,грозное проклятие смерти. Затем бабы подтаскивают соху, надевают на заправилу хомут и впрягают ее в соху. Другие пособляют ей, и таким образом соверщается троекратное обхождение сохою всей деревни.

Вся толпа женщин, сопровождающая соху, вооружается пучками зажженной соломы; вся эта публика во все горло кричит, пляшет, кривляется, размахивает по воздуху теми снастями, какие кто захватил, хлопает кнутами. Иногда всем хором поют особую заклинательную песнь. В говориться о каких-то котлах, в которых "горит огнем негасимым всяк живот небесный ", о старцах, которые стоят около тех котлов и сулят всему миру "животы долгие", причем " на злую смерть кладут старцы проклятие великое".

Существуют любопытные местные особенности обряда опахивания. Носят, например, иконы Богоматери, св. Власия, покровителя скота ( если опахивание ведется против скотского падежа), св. Флора и Лавра ( патроны коней) . Тут видно стремление устроить из опахивания что-то вроде молитвенного обряда; но с этим стремлением самым странным образом не вяжется раздеванье чуть не донага, неистовый рев и пляс и вся вообще языческая обстановка обряда.

В Курской губернии в соху для обряда впрягают бабу - неродиху, то есть бесплодную. Правит сохою девица, решившая не выходить замуж; а сзади сохи идут вдовы и сыплют, как бы сеют, во вспаханную борозду песок. "Когда песок взойдет, тогда и смерть к нам зайдет",- поют при этом участницы обряда.

В Воронежской губернии для обряда избирают пять девушек заведомо безупречного поведения, трех вдов самого дородного телосложения и одну беременную бабу. Девиц запрягают в соху, правят вдовы, а баба идет впереди с образом. Все поют обрядовую песню: "Выйди вон из села, мы идем, девять девок, три вдовы с ладаном, со свечами, с Божьей матерью!"

Все живое, попадающее на пути процессии, нещадно придается смерти, будь то зверь, птица, человек. Коли попалось животное, то это, очевидно, оборотень; болезнь превратилась в зверя, птицу, чтобы спастись от преследователей, или с такою же целью приняла вид своего деревенского мужика. Поэтому-то мужики во время опахивания , сидят дома. Сошник при опахивании располагается так, чтобы отваливал землю в сторону, противоположную селению…

\Разговор на эту тему так же скоро будет продолжен./

 
   
   

© Алла Дан, © дизайн и поддержка Blind Priest

На материалы данного сайта существует зарегистрированное авторское право. Многое готовиться к изданию. Заниматься плагиатом не рекомендуется…

Hosted by uCoz